ПЕЧЕРСК
п«Скота» значит «пещера».
Пропускаю пересказ летописи и переделанный текст из «Запорожья» о том, что остров похож на чудовище.
Яворницкий в обмере смешивает футы и сажени, перевожу на метры. Длина 631 метров, ширина 170 метров, высота 15-18 метров в средней части, 29 в наивысшей части «головы». То есть длина почти как в Киеве мост метро от ст.м. «Днепр» до берега Гидропарка.
Лоханский: 9 метров, Таволжаный: 46-61 метр, Большая Хортица: 91 метр.
Длина: 5,3 метра, и метр на метр в ширину и высоту.
Мы уже ознакомились с ними по другим источникам.
Итак, в заброшенном городке жили без и волхвы, и туда сходились язычники для принесения жертв.
Одних бес исцелял, а кто ему не молился, уморял, и перекидывал ладьи тех, что не жертвовали ему, проплывая мимо рекою.
Поэтому никто не смел проехать, ничего бесу не пожертвовав, а тот невидимо давал ответ, прочество.
Шедшие на войну тоже жертвовали и через волхвов получали ответ, вернутся ли с добычей.
Казанский царь послал Сеита вопросить волхвов, иереев бесовских, и те 10 дней камлали, валяясь на земле и почти не кушая.
Прошло 10 дней, в полдень в мечети отозвался бес, так, что все слышали. Говорит - чего зовете? Не будет от меня больше помощи, ухожу, прогнан Христовою силою.
Редуты.
«Гасом» называли керосин.
Мне больше напоминает текст с построчным переводом, а точнее, частичным переводом, где некоторые слова оставлены как были - по неясности или отложенные на потом.
Еще бы - на окраину летать удобнее, не столь заметно, как посреди селения.
И снова - змей летает в окраинное жилище.
То есть, змей устраивал пожары.
Форма капли, положенной на бок.
Парусами называли также крылья ветряных мельниц и плавники.
Словом «аггел» (ангел), кстати, Греки переводили тоже «посланника», из подлинника Библии.
Еще одно указание на материал крыльев. У змея-то они «гумажные», а у «коня» крылья таковы, что их можно подмочить и конь перестает летать.
Хотя известно, что вместо него писал Г. Журавский.
Обратите внимание на отношения между князем и ремесленником. Князь не приказывает ему прямо, а сам просит, скажем так, у совета старейшин, дабы те, в свою очередь, умоляли кожемяку помочь. Подобная «слабость» князя - а допустим, что под князем подразумевается Владимир - очевидна и в скандинавских сагах, где Владимир вынужден подчиняться действующим законам, а при нарушении оных рискует крепко получить на орехи от горожан, несмотря на то, что князь.
Тем самым Павлом Ивановичем Якушкиным, что записал предание о змияке-Перуне.
Волокно из конопли. Пенька шла на веревки, канаты, парусину.
Это лишь одно из преданий о Змиевых валах, но все давние сказания говорят о возникновении этих валов в связи со «змиями».
«Позоровахом» можно перевести как баловались, забавлялись с детищем.
И бросили его обратно в воду.
Был же таков: на лице половые члены, иного нельзя сказать стыда ради.
То есть до 177,8 см. высотой и 106,68 см. шириной.
71 метр.
1,07 метра в диаметре и около 1,07 толщиной.
Имеется в виду Байковое.
*Возник как маршрут «Вокзал-Сталинка». Сталинкой одно время называли Демиевку. Линия продолжалась до кольца на Голосеевской площади, в 1980-м кольцо сделали на Московской. До революции от Берлизовых огородов дальше шла еще другая линия, частная трамвайная ветка предпринимателя Марголина.
При СССР, «Плодово-ягодное» стоило 9 копеек, «Молочное» и «Мороз-ко» 10, и «Каштан» - 28.
гПро нее много рассказывают произведения «Опівнічні стежки» Михаила Канюки, «Презревшие смерть» В. Парфенюка и А. Парфенюка, «Два года над пропастью» В. Дроздова, А. Евсеева и одноименный фильм.
Здание прежнего Института Благородных девиц, Октябрьский дворец.
Рация - большая важность для подпольщиков, с ее помощью можно было передать добытые сведения на расстояние. Брат моего деда, Павла Андреевича Семилетова, Володя, участвовал в партизанском отряде «Советские патриоты», держал дома радиостанцию. Погиб в 2 декабря 1943 года Тираспольской тюрьме гестапо, когда он и другие схваченные подпольщики набросились из камеры на охрану и были расстреляны там же из пулемета. Похоронен в общей могиле в Тирасполе, в районе Кирпичной Слободки. Дед нашел его могилу только весной 2011 года, потому что брат был похоронен под псевдонимом - Евгений Шварцах.
В семидесятых-восьмидесятых годах на участке Знаменка - Пятихатки ходил электровоз ЧС4-012, носящий имя погибшего.
50°24'16.21"N (50.404502), 30°30'40.82"E (30.51134).
Прежде Большая Китаевская подходила к Московской площади, и шла параллельно Саперно-слободской. Нынешняя Большая Китаевская смещена и укорочена.
Район Московской площади.
Дом 126-Г стоит на роднике.
А где? А тута: 50°24'29.17"N (50.408104), 30°30'4.72"E (30.50131).
На его территории - НИИ УКРНДИНАФТОГАЗИНФОРМ по адресу Фро-метовская, 18-А, здание 1938 года, а 4-й корпус МАУП тоже был построен до войны.
Українське товариство сліпих.
Улочка в частном секторе известна с 19 века, прежнее название -Романовская.
Выход из коллектора: 50°24'29.87"N (50.408296), 30°29'37.88"E (30.493856).
Байковое.
Киево-Софиевский митрополианский дом. И пахотной земли 280 десятин при Совках.
М. О. Рыбаков в очерке «От Соломенки до Тетерева» без ссылки на источник сообщает, что в 1799 году дворянин П. Козаковский «пребывая постоянно в хуторе при селе Совки» нашел в урочище Проневщина 32 куска меди общим весом в 13 пудов. Возможно, у Похилевича ошибка и речь идет о Проневщине.
Широта: 50°24'15.11"N (50.404196), 30°29'26.38"E (30.490661)
Рожь, пшеница.
Гречка, горох, овес, просо, ячмень.
Где-то здесь в 18 веке и стояла одна из водяных мельниц Лавры.
50°24'17.1"N (50.404749), 30°28'33.34"E (30.475929).
Вероятно завод на северном берегу Протасова яра.
Множество медицинских учреждений и фирм: Институт эпидемиологии и инфекционных заболеваний - основанный на деньги Лазаря Бродского еще в 1896 году, «Биофарм», институт сердечно-сосудистой хирургии Амосова, институт фтизиатрии и пульмонологии, больницы и поликлиники, вид из окон которых открывается на ближайшего соседа - Байково кладбище.
С 1847 года.
Закревский сомневался, что Жуляны это летописные Жуляны, не предлагая ничего взамен. Я предложу Шулявку. «Ш» и «Ж» произносятся почти одинаково. Впрочем, Жуляны и Шулявка не так далеко друг от друга, возможна связь. 5 километров всего.
В старину слово «жалость» имело еще и похоронное значение. «Ехать с жалостью» означало перевозить куда-то тело покойного, «спрятанное» -завернутое ближайшими родственниками в покрывало.
Он же Кощавый брод, Ковщавый, Кощавец в грамотах 17 века.
Переправлено со «всякие музейные старьевщики».
Балицким, комиссаром госбезопасности.
Самоназвание Византии.
Церковнославянские цифры.
Михаил.
Знатные.
Манамаш - похоже на Мономаха.
Лопарей и карелов.
Что за «валит»? В «Сказании о Словене и Русе» был у Новгородцев предводитель бунтовщиков против Рюрика - князь Словенский Вадим. Не он ли? Рюрик, по сказанию, убил Вадима в 6375-м: «В сии времена Славяне бежали от Рюрика из Новагорода в Киев, зане убил Вадима храбраго, Князя Славенскаго, иже не хотеша яко рабы быти Варягом».
Именно с двумя «и».
“Сдавленный кашель.
Вскоре Игоря заточат в поруб, а спустя год те же Кияне потащат избитого князя голым на веревке через Бабин Торжок на княжий двор, где прикончат его.
Кстати, о ближайшей местности. П. Полевой во втором томе «Очерки русской истории в памятниках быта» пишет[59, стр. 6]:
При земляных работах, предпринятых в 1874 году для расчистки места между улицами Прорезною и Фундуклиевскою, случайно наткнулись на обширное и весьма древнее кладбище.
Суда по чрезвычайному множеству скелетов, которые уже и до этой находки в различное время были находимы около памятника, поставленнаго на месте бывшей церкви св. Ирины, а также близ Миниховского вала и на Елисаветинской улице -следует заметить, что кладбище это занимало весьма обширное пространство и много веков кряду служило местом погребения обширному и древнему поселению, находившемуся на месте нынешнего Киева.
Скелеты попадались большею частью на глубине 2 1/5 аршин, лежали, в большей части случаев, по направлению от севера к югу. При некоторых найдены были только кругловатые, просверленные посередине, камни, величиною в кулак; при многих - бусы из краснаго шифера, которыя, как мы уже знаем, в обилии производились в местности Овручского уезда, Волынской губернии, близ села Каменьшины.
Среди могил попадались и такия, которыя вырыты были в роде небольших пещерок, и в них под низким сводом поставлены горшки с пеплом и обожженными костями. Свод и боковыя стенки таких могил были начисто вымазаны глиною, и глина эта обожжена. Кроме этого могил, среди того же кладбища попадались круглыя, глубокия ямы (12 фут. в поперечнике и 4
арш. глубины) с остатками очагов, сложенных из песчаника и других камней; они носили на себе явныя следы огня.
Среди наполняющего эти ямы чернозема находили множество обугленных и раздробленных костей домашних животных (лошадей, рогатаго скота и свиней). Ясно, что эти очаги были также, вместе с кладбищем, остатками какого-то весьма древнего поселения, бывшаго на месте Киева в такую отдаленную эпоху, когда местное население еще не успело завести торговыя отношения с цивилизованными народами.
В украинском языке сохранилось «мати» («маты») - «иметь».
Пєp^ ВастіАєши Td^swq, De cerimoniis aulae Byzantinae.Сам Константин.
Роман - сын Константина.
Подругам? Приживалкам?
Подобных встречаем в преданиях якутов.
Исходным пунктом странствий клана Миля была Скифия. Примечательно, как некоторые старые сельские дома в Ирландии, особенно прошлых веков, похожи на наши глинобитные хаты!
Ирландцы произносят без «д»- «сиэ».
Подобным образом в преданиях Урала, Сибири уходит подобная эльфам чудь белоглазая - внутрь гор ли, под землю или в другой мир - осмысление перехода, или исхода, ускользает от человеческих повествователей.
Волжские малые стружки.
Его подмосковная усадьба «Глинки» пронизана подземными ходами, что соединяли все постройки и уходили за пределы усадьбы черт знает куда. Вероятно, подземные ходы были здесь прежде, до водворения Брюса. Брюс занимался тут своими изысканиями.
Во многом благодаря отлично поставленному Брюсом артиллерийскому делу тогдашняя армия России одерживала победы в важных сражениях.
На свадьбе.
Угадать.
В этом разговоре Вещего Олега с кудесниками усматриваю соревнование в пророчествах самого волхва-Олега с другими волхвами.
Вход находится по координатам 60°0'23"N 32°17'42"E - 64 метра на юго-восток от церкви рождества Иоанна Предтечи, в нижней части Малышевой горы.
60°0'44"N 32°18'46"E.
Пролог - древнерусская книга-месяцеслов. Жития святых в нем упорядочены по дням поминовения.
Имеется в виду Мисия на Балканах. Была еще одна, в Малой Азии, ныне Турции.
Я уже писал об этой особенности некоторых переводчиков переводить его имя со скандинавским уклоном, хотя в равной мере вероятно иное произношение - Иггор.
Сол, посол.
Ранее в этой летописи - Стослав, а тут именно с корнем «Святославль», не «Стославль».
В книге шведского дипломата 16 века Петрея де Ерлезунды «История о великом княжестве Московском», Игорь двигается с войском на Гераклию и Никомидию, и, будучи разбит, бежит на земли Печенегов (Pitzingerland), где Игоря узнали, и князь Печенегов, Мальдитто отрубил Игорю голову на месте под названием Хоресто (Horesto). Далее по Петрею, противостояние Ольги и Древлян заменено на распри с Печенегами. Это перекликается со списком, где Ольга справляет тризну именно на порогах. Но как быть с Искоростенем?
Не могу умолчать о странной версии в одном списке, где Ольга плывет «в лодьях в невелицей силе» по Непру к порогам, назначив Древлянам встречу там - мол, тризну хочет на порогах устроить. А сына своего «Сто-слава» Ольга «посла полем на конех с великим войском». На порогах, княгиня опаивает тысячу Древлян, тут подскакивает конница Стослава и рубит «всехлудеи 1000 древлян».
50°35'55"N 30°35'55"E.
Игорь снова побоку!
Старейший список «Пролога» говорит о василевсе Цимисхии и патриархе Фотии.
“Редкий список сохранил имя посла - Косомер.
В существующей рукописи (но ведь не подлиннике самого Диакона) на греческом, год от сотворения мира написан словами.
Историки до сих пор спорят, где же был сей Переславец или Переслав. Однако на Дунае. Даже без летописных указаний на реку, наш Переславль на Днепре не подходит за близостью к Киеву - Святослав мог легко оттуда прийти на помощь Ольге.
В некоторых списках - из Чернигова.
Вне летописей, Петрей де Ерлезунда отчего-то говорит, что Ольга была погребена Святославом не в Киеве, а в Переславе.
Впрочем, один из древнейших вариантов оного гласит, что Владимир взял тело бабы своей нетленное: «и вложи в раку древяну и постави ю в церкви святые богородица.»
«Преставление и похвала княгини Ольги» из «Памяти» мниха Иакова сообщает: «Бяше над гробом ея оконце на стене церковней и всем приходящем ко святым ея мощем с верою само оконце отверзашеся, и явно зряху целы и нетленные лежаща святыя мощи блаженной Ольги, и све-тяхуся яко солнце, и яцем кто недугом одержим бываху, и ту исцеления получаху... А иже кто с маловерием приходяй, и тем не отверзашеся само оконце то... и ничтоже не увидит святых ея мощей, точию гроб един.».