ПЕЧЕРСК
Петр Гаврилович Лебединцев (1819-1896). Брат его, историк Феофан Гаврилович (1828-1888), был первым редактором «Киевской старины». Оба похоронены на Щекавицком кладбище, в застроенной ныне его части.
50 °31'8.55"N (50.519041) 30°34'8.99"E (30.569165)
В том же 1523 году Немерович получил от короля Жикгимонта I Старого привелей на предоставление прав игумену Макарию на восстановление Михайловского златоверхого монастыря, пребывавшего тогда в запустении. Привелей указывал на передачу игумену зданий монастыря, чтобы тот отстроил их и возродил монашескую общину. Возобновлялись права на землевладения вокруг монастыря - по Пробитый вал и под Ляшские ворота, по Евсейкову долину, по старую дорогу, по Михайловский узвоз.
Следует помнить, что «Труды Киевской Духовной академии» издание всё-таки церковное. Доклад Гошкевича затрагивал спорные вопросы между вполне современными ему монастырями, поэтому, думаю, не случайны некоторые недомолвки в изложении и сокращения в выдержках из документов.
После смерти его прошло тогда около 40 лет. Правил же Киевом Олел-кович в 1455-1470 годах.
Полковник - правитель «полка», области. Ему подчинялись административная и судебная ветви власти в пределах «полка».
Выехали в село Викгуровщину, которое дано монастырю Михайловскому Златоверхому в прокормление (выживене) по случаю большого обнищания (знищення) упомянутого монастыря.
Игумена и братию Михайловского монастыря, по поводу земли Викгу-ровской начали беспокоить такие-то.
«Под сумненем» - письменное показание с росписью свидетеля. Пример: «водлуг права духовного свядецтвом устным и под сумененм доводили»
Старожилы свидетельствовали на местности, где какие урочища находятся, и что Викгуровщина и земли ея никому, кроме покойника Викгуры, не принадлежали.
Несколько другой вариант «ограничивания» приведен как выдержка из описи владений Михайловского монастыря, опубликованной в «Приложениях к хронике К. Михайловского монастыря» в томе «Прибавлений» к «Киевским епархиальным ведомостям» за 1861 год:
1. почавши от речки Радунки на конец поповой сеножати подле Троеч-цини до озера що над Чорториею;
2. от озерца долиною к старому кладовищу, в право грунт вигуровский, в лево троецкий идучи ко городищу прежнему подле Борка, где замочок и двор был князя Семена Олелковича;
3. а от городища тамже подле Борку на поле Прудец;
4. Прудцем до трех курганов,
5. на конец кривой нивы мимо селище до речки Угнору;
6. Угнором в гору идучи, в право грунт Вигуровский Березовица, а в лево Троецкий до болота Куречового;
7. через Куречово подле кривого дуба на перевес до сторожовых гор, где озеро Ковпыт, до болота Обловки и до чорной воды;
8. от чорной воды долиною до шляху Басанского; тим шляхом Басанским идучи до Киеву в право грунт Вигуровский, а в лево Никольский, аж до шляху идучого з Бровар до Вегуровщины;
9. тим шляхом повернувшися до Вегуровщины в право грунт Вигуров-ский, а в лево Воскресенский, мимо криницы аж до Песчаных гор;
10. тыми пещаными горами до болота Корчовки;
11. Корчовкою до Рубижа ровчака, текучого з озера Мокрицкого;
12. тим Рубижем в Гнилушу речку;
13. Гнилушею в гору мимо Вигуровщину и паки до речки Радунки.
Сам полковник Дворецкий выступает здесь в роли старожила, свидетельствуя в пользу принадлежности земли Викгуровки поначалу королю, а затем жалованной им Викгуре, и после - монастырю Михайловскому.
Наданя - жалование, грамота в подтверждение прав на землевладение.
Парафиане, прихожане Воскресенской церкви. «Парафия» это искаженное греческое «парома» («пароикия»), буквально «возле дома», а так - «приход».
Проще говоря, чтобы селяне исправно платили налоги игумену Михайловского монастыря либо его представителям.
А местные же казаки (особое сословие, не селяне) тому не препятствовали.
Бровары, городок под Киевом, издавна принадлежал Троицкому Больничному монастырю Киево-Печерской Лавры, а по некоторым данным был им же основан в 1593 году.
Копой применительно к урожаю считалось 60 снопов. Копой именовали также 50 литовских копеек серебром.
Житом называли то просто хлеб, то именно рожь.
Быть может, речь идет о взятии турками крепости в Каменце-Подольском в 1672 году?
Гон, гоня - 120 сажень. Чему равна «гона невеликая», то есть малая, я не знаю.
Я не встречал это название нигде более, кроме краткого упоминания в переписных книгах Киево-Печерской лавры за 1666 год: «монастырские села и деревни: Печерского Троицкого больничского монастыря местечко Бровары, а в нем крестьянских 46 дворов, да остров Осетшино, да сельцо Осакорки, да деревня Восковица, да деревня Красиловка» - а где эта Восковица была и как относится к речке, не ведаю.
Водяные мельницы, млины, в документах того времени делятся на «вальные», «на сваях» и «лодейные». Вальные состояли из нескольких колес, например трех, причем каждое могло иметь отдельного владельца. Лодейные упоминаются «при шлюзе», «при береге», «на рве». Лодейная мельница не требовала для своей работы плотины, ставилась обычно на сильном течении либо на большой реке.
Шуберта, кого же еще!
Конечно же, нынешнее Радужное.
Как же не имеет, если это Гнилуша!
Вероятно именно это озеро обозначено как карте лоций 1914 года как «оз. Ставок». Ибо только по его обоим берегам была расположена Выгуровщина. Что до озера Гнилуши, то у него населен только восточный берег.
То ли, 18 века, упомянутое комиссией?
Вообще удивительно утверждение, что «борок», теперь уже «бор», дожил бы до времен Гошкевича в прежних пределах.
Гошкевич ссылатся на «связку документов Михайловского монастыря, лист 135, номер 137, опись 209». Значит, упорядоченные Петровым документы из архива Киевской Духовной Академии, попали в библиотеку Вернадского.
Имело, на карте Шуберта. А вот лес находился подалей восточнее.
Знал бы Гошкевич, что в валу ярусами лежат гробы!
277, 143, 92 метра
6.4 метра.Значит, опасались спуститься туда сами, а дно не просматривалось.
1.4 метра.Гошкевич примечает: «О существовании здесь городища находим краткое упоминание в III томе Записок Археологического института». Что же за городище и замок Олельковича такое, когда полно мертвецов?
В 20 веке, долгое время на ней располагались военные объекты разных стран, а сейчас - телевышка, гостиница и музей.
Обряд крещения он, как и сейчас христиане, проводил купанием.
Хорошая у казака, должно быть, память!
Пока Сахаров не поведал песню читателям.
О Лысой горе между Кирилловским монастырем и Межигорьем я ничего не знаю. Может Закревский путает, имя в виду Лысую гору близ исконной Юрковицы?
Быть может, Закревский путает и подразумевает Чортово беремище?
Теперь там северная часть ботсада.
Потерна - подземный коридор в крепости.
Озеро рядом с Лыбедской площадью, образовавшееся в старом, дореволюционном еще карьере добычи глины.
По другую сторону Голосеевского холма тоже бежит, через пруды, ручей Ореховатка (назван так по хутору Ореховому), приток Лыбеди.
Дело было поручено еще в 1784 году вице-адмиралу Пущину.
Длина 77 метров, ширина 5, высота бортов 3,7.
10-13 километров в час.
Примерные координаты: 39°57'27"N 26°14T9"E.
Что в переводе с турецкого значит просто Крепость.
На деле почти каждый из этих номеров тоже разделен на подномера при помощи добавления букв и цифр.
В 19 веке население местной деревни Калифатли собирало в руинах монеты с надписью «Ilium».
Ученые относят это предание к 480 году до нашей эры.
Число это кажется мне баснословным.
Считается, что в 330 году.
По преданию, основатель Илиона.
Страбон принимал мнение уроженца Троады, Деметрия из Скепсиса, что легендарный Илион был в 30 стадиях к востоку от Нового Илиона.
Между прочим, статуя Афины была в нем деревянной.
Nomina antiqua et recentia urbium graeciae descriptionis a N. Sophiano Iam Aeditae. hanc quoq[uae] paginam, quae graeciae urbium, ac locorum nomina, quibus olim apud Antiquos Nuncupabantur, n.d.
Была ли она в первой редакции Атласа, не ведаю.
Текст[102, стр. 134]:
Yo estuve en esta ysla de Exio veynte dias, en que non tenia que fazer; fizeme pasar a la Turquila, que es un pequeno estrecho, e en aquell tienen fazimiento ginoveses, e falle alli uno mi amigo, que conosci en Sevilla, e roguele, pues el tenia tanta noticia con los turcos, que embiase un onbre suyo conmigo que me levase fasta Troya e me buscase calallo-alquilado, e ansi lo fizo; e camine por tierra dos jornadas por aquel lugar que dizen que era Troya, non fallando persona que sapiese dar racon ninguna, e fui fasta llegar al Elion, que dizen; este es pegado a la mar enfrenre del puerto del Tenedon.
Toda esta tierra es poblada a caserias, e an los turcos por reliquias los edificios e non desfarian ninguno dellos, antes fazen sus casas junto con ellos; e lo que mas vi para cononscer que aquel fuese el Elion de Troya, fue ver grandes pedacos de edificios e marmoles e losas, e aquella ribera, e aquel puerto del Tenedon enfrente, e un muy grande otero como que cayda de grande edificio lo oviese fecho.
E desto non pude mas saber, e volvime a Exio, e falle mi nao adovada, e dende a dos dias fezimos vela.
Боги и люди именовали одну и ту же реку по-разному, Скамандр и Ксанф. Гомер употребляет оба слова - не значит ли это, что Гомер причисляет себя к богам и людям одновременно, то есть намекает, что является полубогом?
Датировка и авторство «Библиотеки» очень спорный вопрос, ему посвящено много работ. Точность, которой я доверяю - это чтение «Библиотеки» патриархом Константинополя Фотием, жившим в 9-м веке.